XPT Site
Вниз XPT
Главная
Скачать
Читать
Планы
Ссылки
История
О Проекте
Об Авторе
Ваши отзывы

Главная/Материалы/Соображения по поводу повышения качества учебного процесса

Соображения по поводу повышения качества учебного процесса

О.Н. Елисеев

МГТУ СТАНКИН, Россия

Одной из основных целей учебного процесса является “создание” специалиста, обладающего определенным уровнем знаний и навыков. Требуемый уровень знания и навыков зафиксирован, прежде всего, в образовательных стандартах и паспортах специальностей.

Для достижения поставленной цели выделяется определенный временной ресурс, который фиксируется в учебных планах. Там же этот ресурс распределяется на блоки дисциплин, лекционные, практические занятия и т.д. Помимо временного ресурса для достижения указанной цели планируется необходимое количество кадровых, материальных и финансовых ресурсов.

С учетом данных обстоятельств учебный процесс можно рассматривать как “процесс” в понимании стандарта ISO 9000:2000. Составляющие этого процесса можно рассматривать как элементы процесса или функции. Объектом учебного процесса можно считать или отдельного студента, или группу студентов. В ходе обучения студенты взаимодействуют с элементами процесса, т.е. прослушивают лекции, выполняют практические занятия, курсовые проекты и т.д. Результатом взаимодействия студентов с элементами процесса является повышение уровня знания. Можно также сказать, что при взаимодействии студента с ресурсами системы должна образовываться “дополнительная стоимость”, выраженная в более высоком уровне знаний. Этот факт также находится в соответствии со стандартом ISO 9000:2000.

Одним из основных требований к системам качества является измерение параметров качества. Т.е. речь идет об измерении уровня “добавленной стоимости”, полученной студентом. Традиционно уровень измеряется оценкой или баллом успеваемости. Классическая схема оценки успеваемости студентов основана на приеме зачетов и экзаменов в сессию, промежуточной аттестации, контрольных работ, защите курсовых проектов. В применяемой в настоящее время в МГТУ “СТАНКИН” системе РИТМ, используется также промежуточная оценка успеваемости на уровне так называемых “модулей”.

Традиционно во многих случаях оценка является результатам собеседования в форме зачета, экзамена и т.д. между преподавателем и студентом. Очевидно, что оценка при этом не может не быть субъективной. При этом на степень субъективности влияет множество фактов. В меньшей степени она проявляется при оценке студента на основании контрольных работ в таких формализованных дисциплинах как высшая математика, теоретическая механика, в больше степени в специальных дисциплинах. При этом можно заметить, что для снижения степени субъективности необходима более формальная процедура проверки полученных студентами знаний в результате обучения.

Однако, формализованная процедура оценки знаний должна быть лишь базовым способом контроля знаний, поскольку в любой дисциплине есть положения сложно формализованные, спорные, имеющие неоднозначные решения. Более того, иногда на одну и туже проблему со стороны разных преподавателей существуют даже противоположные точки зрения. Поэтому полностью исключить субъективный фактор не представляется возможным, и после базового уровня должен проводиться традиционный экзамен в форме собеседования. Однако, целью такого собеседования уже не должна быть проверка базовых знаний студента, а оценка логики мышления студента, его способности решать не формальные задачи. Следовательно, можно говорить о двухуровневом контроле знаний. При этом участие преподавателя на базовом уровне должно быть минимальным.

Для реализации подобной схемы необходимо создание системы оценки знаний на базовом уровне. Система должна включать определенный перечень дисциплин. В каждой дисциплине должен быть подготовлен перечень задач, разбитых на группы по определенным темам и имеющих формальное решение. Создание системы предполагает проведение достаточно серьезного анализа учебных планов и рабочих программ курсов. Такой анализ помимо собственно подготовки перечня задач имеет большое значение с точки зрения переработки курсов преподавателем, поскольку в этом случае анализируется логика и структура курса.

Для реализации системы оценке знаний на базовом уровне необходимо проектирование и создание общеуниверситетской компьютерной системы контроля знаний. Базовой частью такой системы должна быть программная среда для контроля знаний студентов. Создание подобной системы оценки знаний требует проведения большого количества организационно-технических мероприятий. Подобная сложность связана не только с созданием, но и внедрением системы. Поскольку результатом ее внедрения станет не только сокращение рутинной нагрузки преподавателя, но и, по всей видимости, значительное увеличение нагрузки на студента. Поэтому целесообразно внедрять подобную систему на базе некоторого экспериментального полигона. В качестве такого полигона можно использовать одну специальность, а на начальном этапе – обучение в рамках одного блока смежных дисциплин. Вряд ли стоит ограничивать эксперимент в рамках одной дисциплины, поскольку уровень знаний, безусловно, зависит от обучения смежным дисциплинам.


Источник поступления: http://tqm.stankin.ru/arch/n02/zasedanie2/index22.htm

@
ICQ: 193184932
Последнее обновление 25.03.2004 0:53 . HWS©2000, Жуков Андрей.
Hosted by uCoz