XPT Site
Вниз XPT
Главная
Скачать
Читать
Планы
Ссылки
История
О Проекте
Об Авторе
Ваши отзывы

Главная/Материалы/Осуществление контроля знаний студентов методом тестирования с использованием технических средств

Осуществление контроля знаний студентов методом тестирования с использованием технических средств

Баранов Р.Д., Кошелева Т.М.

Одним из способов осуществления контроля знаний студентов является тестирование. Педагогические тесты позволяют провести объективную оценку достигнутого уровня знаний, умений и навыков при массовой их проверке. В данном контексте под знаниями понимаются данные, полученные эмпирическим путем как результат мыслительной деятельности человека, направленной на обобщение его опыта, полученного в результате практической деятельности. Знания могут быть классифицированы по двум категориям:

  1. Поверхностные - знания о видимых взаимосвязях между отдельными событиями и фактами в предметной области.
  2. Глубинные - абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области.

Эти знания объясняют явления и могут быть использоваться для прогнозирования поведения объекта. Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств. Широкому распространению, развитию и совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ, которые дает этот метод. Тесты позволяют дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения количественной оценки на основе квантификации качественных параметров личности и удобство математической обработки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субъективных установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями на разных испытуемых. Тесты предъявляют следующие требования:

  • строгая формализация всех этапов тестирования,
  • стандартизация заданий и условий их выполнения,
  • квантификация полученных результатов и их структурирование по заданной программе,
  • интерпретация результатов на основе предварительно полученного распределения по изучаемому признаку.

Каждый тест, соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

  1. стандартная инструкция для испытуемого о цели и правилах выполнения заданий,
  2. ключ шкалирования - соотнесение пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,
  3. кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа,
  4. ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат.

Используемые методики оценки знаний в существующих системах тестирования недостаточно обоснованы с точки зрения используемых параметров оценки знаний и уровня объективизма. При оценке знаний в качестве классификационных признаков будем выделять тип тестового задания, степень соответствия ответа эталону и число правильно выполненных тестовых заданий. В качестве типа используются сложные высказывания конъюнктивного и дизъюнктивного вида. К таким относятся задания по выбору нескольких правильных ответов из некоторого заранее заданного множества. Степень соответствия ответа эталону основывается на схеме разветвленного программирования с использованием трех вариантов ответов на каждый вопрос тестового задания: правильный ответ, неточный ответ и неправильный ответ. Число правильно выполненных тестовых заданий является заключением об уровне знаний по каждому вопросу теста, формируемому на основе базы знаний, включающей следующие виды правил:

A. Если большинство задач данного типа решено правильно, то отличная оценка;

B. Если большинство задач решено с неточностью или многие задачи решены правильно, то оценка "хорошо".

C. Если некоторые задачи решены правильно или с неточностью , то оценка "удовлетворительно".

D. Если нет задач, решенных правильно или с неточностью, то оценка "удовлетворительно".

В рамках учебных заведений оно может проводиться следующими способами:

  1. Диктовка вопроса и вариантов ответов на него с предоставлением времени на ответ.
    Недостатки:
    • трата времени на диктовку;
    • необходимость повторения, так как тестируемый забывает не только варианты ответа, но и сам вопрос;
    • сложность проверки из-за особенностей почерка, расположения вариантов ответов (в столбец или в строку).
    • отсутствие стандартов оформления.
  2. Выдача бланков с заранее сформированными вопросами и вариантами ответов на них.
    Достоинства:
    • унификация оформления;
    • возможность проверки по "по шаблону";
    • тестируемый имеет доступ ко всем вопросам сразу, что дает ему возможность ответить на более легкие (по его мнению), с более большим запасом времени ответа на более трудные вопросы;
    Недостатки:
    • необходимость иметь техническое оборудование для подготовки бланков тестов (например, компьютер) и навыков работы с ним.
  3. Использование технических средств для проведения тестирования и анализа результатов. Достоинства:
    • хранение в общей базе данных большого разнообразия тестов по различным дисциплинам и быстрый доступ к нужному тесту;
    • возможность задания лимита времени либо на весь тест, либо на конкретные вопросы;
    • возможность задания критериев оценки результатов (количество правильных ответов, либо процентное соотношение);
    • автоматизация проверки результатов тестов;
    • возможность распечатки результатов;
    • унификация оформления результирующих бланков.
    Недостатки:
    • наличие технической базы (персонального компьютера для проведения теста и печатного устройства для распечатки результата);
    • наличие программного обеспечения;
    • наличие у тестируемого навыков работы с компьютером и программным обеспечением;
    • унифицированные правила составления тестовых заданий и анализа результатов.

Возможности технического обеспечения, появление средств визуального проектирования и языков программирования высокого уровня, несложность математического аппарата делают возможным программирование класса тестовых заданий и использование их в системах обучения и адаптивного тестирования. В институте Экономики и Управления на кафедре Информатики и Математики разработан и находится в процессе тестирования и отладки учебно-методический комплекс (далее УМК) "Тесты". Ядром УМК является база данных и знаний. База данных включает определение квантификаторов и целевых функций по каждому типу тестовых заданий. База знаний состоит из правил оценки знаний, правил обработки квантификаторов и правил классификации. УМК разработан в системе управления базами данных Visual FoxPro 6.0. и является Windows-приложением...

...

...Дальнейшие работы по совершенствованию УМК "Тесты" будут вестись в рамках научной секции "Разработка и ввод в эксплуатацию УМК "Тесты". Ввод в опытную эксплуатацию будет осуществлен на кафедре Информатики и Математики. В случае положительных результатов предполагается использование УМК и на других кафедрах. Данная предметная область может стать одной из тем дипломной работы факультета "Информационные системы в экономике". Черкалина Н.А.

Разработка стандартов программирования. Создание программных продуктов - трудоемкий процесс, основанный на определенной технологии и инструментарии его разработки. Обучая приемам программирования, не следует забывать о том, что необходимо формировать умение и способность отличать хороший проект разработки программного обеспечения от посредственного. Существует много способов такого отличия. Можно оценить вид экрана, поведение приложения, информационно-логическую модель предметной области, структуру внутренних таблиц, код программы. Каждый из этих пунктов несет определенную информацию о приложении и его разработчиках. Несомненный успех проекту принесет соблюдение стандартов, применяемых при создании приложения. Стандарты не стесняют творчество разработчика, а вносят в проект определенность, понимание используемых методов, облегчают общение между программистами. Важно иметь общий язык и методы разработки системного проекта и написания кодов. Это облегчает подключение к проекту новых разработчиков, так как позволяет заранее знакомить их с используемыми терминами и методами. Приступая к разработке проекта, прежде всего, необходимо ввести стандарты программирования. Эти стандарты определяют формат кода программы. Надо рассмотреть четыре основные области: o соглашение об именовании переменных; o соглашение об именовании объектов; " соглашение о форматировании кода; o комментарии.

Соглашения об именовании переменных. В первую очередь нужно ввести способ выбора имен переменных. Это важно, потому что в большинстве языков программирования требуется объявлять переменные и типы их данных перед использованием. В других языках программирования переменная может быть инициализирована как числовая в одной точке программы, а затем изменена в другой. Использование соглашений об именовании переменных важно для раскрытия намерений программиста. Разработчик может передать в своем программном коде дополнительные сведения (например, о типе данных и области видимости переменной). Такая информация пригодиться в дальнейшей работе с этим кодом. Одно из наиболее популярных соглашений такого рода -"венгерская нотация" или "венгерский стандарт". Он назван так по национальности самого известного (после Билла Гейтса) программиста Microsoft - Чарльза Симони. Согласно "венгерскому стандарту", имя переменной должно состоять из двух частей : префикса, обозначающего тип данных, и собственно имени, которое назначает программист. Чтобы стандарт содержал как можно больше сведений, надо добавить и другой аспект: область видимости переменной. Переменная может быть локальной (Local) - добавляемый префикс L, частной (Private) - префикс Р и т.п. Область видимости показывает время создания и существования переменной, а также определяет, кто или что может ее изменить. Обычно для области видимости и типа данных используется нижний регистр, а значимые слова в имени переменной начинаются с большой буквы. Назначение такого приема - сделать код удобочитаемым.

Соглашения об именовании объектов. Так как в последнее время большую популярность получили объектно-ориентированные языки, то появилась потребность в новом наборе соглашений - об именовании объектов. Соглашения об именовании объектов служат той же цели, что и соглашения об именовании переменных: они позволяют выявить тип объекта, который встречается в коде. Разработчики используют эти соглашения, чтобы давать имена объектам, с помощью которых создаются определения классов и форм. Имя объекта строится так же, как и имя переменной: сначала префикс, обозначающий тип объекта, а затем имя. Например, cmdEdit - объект, принадлежащий классу CommandButton (командная кнопка); txtLastName -объект, принадлежащий классу TextBox (область ввода текста) и т.п.

Соглашения о форматировании кодов. Форматирование кода делает текст программы более удобным для чтения и понимания другими разработчиками. Текст должен быть набран с отступами и содержать много свободного пространства. Человеческому глазу нужны промежутки между объектами, тогда он их сможет различать. В соответствии с соглашениями об использовании требуемых регистров в названиях всех команд, функций, методов и свойств названия констант пишут в верхнем регистре, для переменных и объектов первая буква заглавная, остальные строчные. Соглашения об именовании должны быть гибкими. Если для программы больше подходят другие соглашения, нужно использовать их. Главное - иметь стандарт. Соглашения о кодировании должно также определять, как происходит обращение к методам. Например, Visual FoxPro позволяет в этом случае не применять скобки, однако нужно стараться использовать синтаксис языка полностью. Также Visual FoxPro позволяет при желании употреблять только первые четыре буквы команды, но установленный стандарт должен требовать применения полных ключевых слов и скобок при вызове методов. Не исключено, что в будущих версиях Visual FoxPro понадобятся полные ключевые слова или скобки. О необходимости написания комментариев в программе говорят и пишут давно. Комментарии помогут разобраться в программе другим разработчикам, помогут легко вносить изменения при расширении функциональных возможностей, при отладке программы. Каждый комментарий должен находиться там же, где и описываемая строка. Часто блока на псевдокоде в начале программы бывает недостаточно, требуются комментарии особенно для сложных объектов.

Разработка стандартов графического интерфейса пользователя. Графический интерфейс пользователя (Graphics User Interface - GUI) - является обязательным компонентом большинства современных программных продуктов, ориентированных на работу конечного пользователя. Появление графического интерфейса - одно из важнейших и полезных изменений в компьютерной индустрии последних лет. Графический интерфейс появляется тогда, когда видеосистема может работать в графическом режиме, т.е. выводить информацию на экран монитора поточечно. Переход к графическому пользовательскому интерфейсу стал возможным благодаря улучшению технических характеристик персонального компьютера. Такой интерфейс предъявляет повышенные требования к быстродействию видеосистемы, но при этом достигается основная цель - создается комфортная среда работы пользователя. К графическому интерфейсу пользователя предъявляются высокие требования как с чисто инженерной, так и с художественной стороны разработки, при его разработке ориентируются на возможности человека. Поэтому возникла необходимость применять стандарты при разработке графического интерфейса. Как должны выглядеть приложения под Windows, Macintosh и т.д. определяют стандарты GUI. Одно из достоинств приложений Windows или Macintosh - их стандартный вид. Если вы научились работать в одном приложении, то вы владеете и остальными. Большинство приложений под Windows используют одни и те же соглашения об открытии и закрытии, сохранении, способах просмотра и печати файлов. Стандартный интерфейс очень удобен для пользователей. Нужно стараться, чтобы созданные приложения были похожи на другие приложения под Windows, с которыми пользователи научились уже работать. Есть семь общих принципов разработки GUI. Они взяты из руководства по интерфейсу Microsoft Windows. Они формируют схему, на основании которой можно создать свои стандарты. Эта схема дает разработчикам и пользователям два существенных преимущества. Во-первых, приложения выглядят профессионально. Во-вторых, они функциональны, согласуются с другими приложениями и легко осваиваются пользователями. Чтобы приложение имело успех, оно должно быть хорошо написанным и полезным.

Семь принципов разработки стандартов GUI

  1. Возможность пользователем контролировать приложение. Пользователь должен иметь доступ к каждому модулю приложения из любого другого модуля. Раньше для обеспечения такого доступа использовалось иерархическое меню. В современной системе GUI пользователь просто указывает, что необходимо сделать и объект, не используя сложные иерархические меню.
  2. Следование парадигме: объект/действие. Над всеми объектами вашей системы можно выполнить какую-либо операцию, например, удалить, добавить, распечатать и т.п. Действия, которые можно выполнить над объектом, должны быть доступны или недоступны в соответствующие моменты времени. Например, когда запись находится в режиме редактирования, кнопки Удалить и Новый следует дезактивизировать.
  3. Последовательность. Один из важнейших принципов разработки GUI. Компании Apple, Microsoft и другие провели исследования стоимостью в миллионы долларов, чтобы доказать:01Л позволяет пользователям изучить больше приложений, чем старые программы. И все это благодаря принципу последовательности. Когда пользователь Windows или Macintosh сталкивается с новым приложением, он уже знаком с основными командами: открытие, печать, создание и сохранение файлов. Разработанные на этой платформе приложения обычно согласуются между собой. Таким образом, создавая новые приложения, будьте последовательны и придерживайтесь разработанных стандартов.
  4. Простота работы с приложением. В первую очередь в приложении не должно быть специальных терминов, принятых в среде программистов (так называемый программистский сленг). Терминология должна соответствовать предметной области, для которой создается приложение. Содержать привычны и понятные пользователю пункты меню, соответствующие функциям обработки, расположенные в естественной последовательности использования.
  5. Стремление к гармонии. Разрабатываемые элементы графического интерфейса должны быть оформлены грамотно с эстетической точки зрения. В Windows можно передать миллионы цветовых комбинаций, но следует выбирать простые, спокойные цвета и избегать их беспорядочного смешения.
  6. Обеспечение обратной связи. Необходимо ориентироваться на конечного пользователя, который общается с программой на внешнем уровне взаимодействия. Для этого использовать экранные формы с сообщениями о ходе работы программы, диалоговые окна для управления процессом обработки информации и др.
  7. Возможность исправления ошибок. Задача разработчика - помочь пользователю в исправлении ошибки на любом этапе работы и предоставлении возможности отменить только что произведенной действие. Если процесс занимает длительное время, изменяет большой объем данных или требует, чтобы пользователь создал резервную копию данных перед выполнением действия, необходимо выдать соответствующее предупреждение.

Разработка стандартов документации. Создавая любое приложение, нужно иметь соответствующий набор документов. Стандарты документирования надо вводить на самой ранней стадии процесса разработки приложения. Состав документации определен ГОСТами. (ГОСТ 34.601-90 ПЗ.2 РД 50-34.698-90. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов). Таким образом, наличие общего языка (стандарта) - ключ к успеху разработки. Своевременное документирование на основе государственных стандартов послужит намеченной цели и позволит решать существующие проблемы.

Рябова А.А. Внедрение информационных технологий в обучение. В последние 10-15 лет система образования России переживает серьезные испытания. Проблемы образования приобретают общемировой масштаб и наблюдаемый сегодня кризис во многом связан с современным этапом развития техногенной цивилизации. Высшие учебные заведения, идя по пути удовлетворения спроса со стороны рынка образовательных услуг и перспективного рынка труда, ищут пути и возможности развития системы высшего профессионального образования в самом широком смысле этого слова. Сегодня большинство родителей, как города так и села, сталкивается с проблемой выбора ВУЗа. С возникновением рынка образовательных услуг, рынка труда и ожидаемого экономического подъема, становится все сложнее оценивать перспективы того или иного профессионального образования: экономического, юридического, инженерного, естественно-научного или гуманитарного образования. Проблемы выбора образования видятся как проблемы выбора будущего. Устойчивое развитие цивилизации в XXI веке невозможно без становления приоритета образования, науки и культуры. В сфере образования углубляются проблемы разрыва преемственности средней и высшей школы. Без решения этих проблем невозможно развитие, а затягивание их решения сказывается на качестве работы педагогов и системы в целом. В теоретическом плане сегодня наиболее остро стоят задачи фундаментализации высшего образования, которое, наряду со знаниями, обучением способам деятельности, призвано формировать системы ценностей, социальные нормы, другие элементы культуры. Образование всегда составляло одну из основных человеческих ценностей. Это и профессиональная подготовка, и развитие личности, и приобретение профессиональной мобильности в меняющемся современном мире. Глобальная технологизация и информатизация создают реальные условия перехода к новой стратегии развития общества и цивилизации на основе знаний, науки и культуры и свидетельствуют в пользу приоритетной роли образования. Хочется подчеркнуть, что одним из путей, радикально влияющих на качество подготовки специалистов, является внедрение информационных технологий в сферу образования. Призванное обеспечить преемственность в общественном развитии, образование должно каким-то образом адекватно реагировать на темпы происходящих перемен. Новые компьютерные технологии стали средством, ориентированным на конкретные возможности студента, значительно более деликатно и точно измеряющим уровень студенческих знаний, предоставляя при этом высокий уровень обучающих инструментов. Накопленный нами опыт подтверждает педагогическую целесообразность гармоничного сочетания разнообразных методов обучения студентов как необходимого условия их всестороннего развития. Было замечено, что компьютер позволяет усилить мотивацию студента. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать постановку учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации. Все чаще персональные компьютеры используются в учебном процессе не только для проведения занятий по информатике, но и на занятиях по другим предметам. Большие перспективы открываются в связи с внедрением в учебный процесс телекоммуникационных технологий и мультимедиа. Отдельные элементы этих информационных технологий уже применяются в системе образования. Наиболее полно раскрыть образовательные возможности таких технологий можно при помощи системы поддержки совместного обучения. Она позволит проводить совместные занятия с использованием различных средств взаимодействия: обмен текстовыми сообщениями, использование общего рабочего графического пространства, а также использование аудио/видео конференцсвязи. Известно, что эффективности обучения значительно растет, когда учащийся в процессе получения знаний взаимодействует с другими лицами. Тем не менее, использование чисто визуального взаимодействия не дает желаемых результатов. Возникает необходимость в применении специальных средств поддержки, предоставляющих доступ студентов к медиа материалам и позволяющих эффективно управлять процессом совместного обучения. Такие средства, в общем случае, могут содержать системы для проведения многосторонней видеоконференции, модуль доступа к общему графическому пространству, модуль обмена текстовой информацией, системы для проведения интерактивного диалога и модули управления. В идеале, конечно, необходимы развитые средства представления информации. Должна быть обеспечена синхронизация мультимедиа документов. Возникают следующие проблемы: - недостаточное количество русскоязычной информации на доступных серверах, которую можно использовать в учебном процессе. - сравнительно небольшая пропускная способность каналов связи и высокая оплата телекоммуникационных услуг. В связи с этим актуальным является развитие отечественных средств поддержки совместного обучения, обеспечивающих должный уровень представления распределенной мультимедиа информации и эффективную организацию учебного процесса. Кроме того, необходимо сделать привлекательной для компетентных специалистов в области образования идею формирования так называемого единого "банка знаний". При этом, сохраняя доступ к учебной информации свободным. В заключение хотелось бы сказать, что отношение общества к образованию, в том числе и профессиональному, ставит перед нами задачи совершенствования его методов и средств, развитие новых подходов в повышении качества подготовки специалистов. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс позволяет перевести обучение на качественно новый уровень.


Источник поступления: http://www.ineu.megalog.ru/konf/6.html

@
ICQ: 193184932
Последнее обновление 25.03.2004 0:53 . HWS©2000, Жуков Андрей.
Hosted by uCoz