Вниз XPT
Главная
Скачать
Читать
Планы
Ссылки
История
О Проекте
Об Авторе
Ваши отзывы

Главная/Материалы/Методика разработки компьютеризированной системы контроля знаний по физике

Тезисы для Восьмой Всероссийской Научной Конференции Студентов-Физиков и молодых учёных

Тема: Методика разработки компьютеризированной системы контроля знаний по физике

В связи с возрастающим интересом в сфере образования к контролю знаний методом тестирования, подтверждением чему служит ряд приказов Министерства образования и придание Центру тестирования при Министерстве образования особого статуса федеральной службы, возникает необходимость в современных средствах реализующих этот контроль с применением современных аппаратных и программных средств.

Современные системы контроля знаний разрабатываемые с учетом применения персональных компьютеров базируются, прежде всего, на методах тестирования. И, одновременно, компьютеризированные системы тестирования зачастую являются наследниками идей программируемого контроля знаний.

При разработке системы тестирования нужно соблюсти ряд необходимых условий:

  • Сформулировать основные цели контроля знаний по физике: контрользнаний по разделу, контроль знаний по теме, контроль остаточных знаний после изучения всего курса;
  • Разработать банк тестовых заданий соответствующий ряду факторов и поставленным целям;
  • Подготовить интерфейс пользователя, позволяющий произвести сравнительно простую интеграцию тестирования в учебный процесс;
  • Предусмотреть комплекс мер и средств препятствующих подтасовку результатов тестируемого;
  • Произвести ряд административных мероприятий обеспечивающих интеграцию ресурсов различных взаимодействующих сторон (учащиеся, компьютерный класс, преподаватели и администрация) для успешного внедрения нового инструмента контроля знаний в учебный процесс.

Рассмотрим перечисленные пункты по порядку.

Перед началом разработки банка тестовых заданий по физике необходимо составить структурно-логическую схему курса с указанием перекрестных ссылок между разделами. В каждом из которых определить пересекающиеся множества сотрудников занимающихся преподаванием каждой отдельно взятой темы. После чего необходимо синхронизировать содержание учебных программ, использование терминологии и формальных определений.

Разработанные тестовые задания должны пройти одобрение методического совета, апробацию и статистическую обработку по результатам применения. После чего производятся необходимые корректировки тестовых заданий.

В первую очередь наполнение банка тестовых заданий по физике следует начинать по классическим разделам физики, в которых используются устоявшиеся и общепринятые формулы, соотношения, терминология и формальные определения. Данный этап реализуется с привлечением в качестве разработчиков - преподавателей кафедры физики и тестируемых - учащихся Средне-Технического Факультета С-Пб ГМТУ. Данный подход, в разработке тестов, помогает наладить взаимодействие команды преподавателей кафедры, сведя к минимуму возможные разногласия по программе предмета.

Под интерфейсом пользователя будем понимать средства взаимодействия тестирующего и тестируемого с системой обработки тестовых заданий и результатов тестирований. Для тестируемого необходимым является один интерфейс - интерфейс предъявления тестовых заданий. Для тестирующего дополнительно необходимы: интерфейс разработчика тестов; контроля основных параметров тестирования; системы аутентификации и журналирования.

В связи с тем, что тестирование является относительно новым инструментом контроля знаний, способы его применения могут допускать новые варианты подтасовки результатов. В частности, контроль за соответствием личности тестируемого с его учетной записью может в разных долях участия возлагаться и на преподавателя и на реализованный программно-аппаратный комплекс. Доли участия определяются процедурой аутентификации, которая должна однозначно определять личность тестируемого (например считывание уникальных биометрических параметров) тем или иным способом. Таким образом, необходимо комбинировать традиционные формы контроля за тестируемыми со средствами, заложенными в сами системы контроля знаний.

Для успешной реализации внедрения тестирования как инструмента контроля знаний по физике необходима слаженная система административно-управленческих мер по обеспечению взаимодействия разработчиков, преподавателей и учащихся. Это потребует как корректировки расписаний занятий (как минимум по месту проведения), перераспределения учебно-методической нагрузки, так и изыскания средств на то, что было названо интерфейсом пользователя.

Выше приведенные рекомендации использованы на кафедре физики С-Пб ГМТУ при разработке интерфейса тестирования и тестовых заданий по физике. В качестве интерфейса пользователя применены персональные компьютеры, объединенные в локальную сеть, и работающие под Win32 совместимыми ОС (то есть семейство Windows 9x, ME, NT, 2000, XP) с предустановленным программным комплексом XPress Test.

По результатам проведенной работы можно сделать ряд выводов о недостаточной глубине проработки в современной сфере образования как методик тестирования взятых отдельно, так и методик её интеграции в существующий учебный процесс, в том числе с применением современных средств вычислительной техники. Поэтому дальнейшее направление той части научной работы, которое относится к методическому обеспечению тестирования является актуальным и будет продолжено в целях окончательного внедрения тестирования согласно приказам Министерства Образования Российской Федерации.

 

Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет

 

Аспирант: Жуков Андрей Викторович

 

Научный руководитель: Исаков Николай Яковлевич, к. т. н., доцент

   

 

@
ICQ: 193184932  
Последнее обновление 10.07.2004 23:24 . HWS©2000, Жуков Андрей.
Hosted by uCoz