XPT
Site |
|
|||||||||
|
Главная/Материалы/Компьютеризация экзаменов: проблема защиты от фальсификаций Компьютеризация экзаменов: проблема защиты от фальсификаций2001 Шмелев Александр Георгиевич Факультет психологии МГУ им.М.В. Ломоносова, г. Москва В докладе рассматриваются четыре различных источника фальсификаций (обмана) при выполнении экзаменационных процедур: рассекречивание, подсказки, подставки и подтасовки. По каждому из этих источников дается сравнительная оценка для традиционной технологии проведения экзамена (для бланкового тестирования) и компьютеризированной диалоговой технологии, предусматривающей предъявление вопросов на экране монитора. Уже сегодня очевидны преимущества компьютеризированного проведения с точки зрения резкого сокращения первого и четвертого источников фальсификаций, но для второго и третьего требуется применение дополнительных технических устройств и процедур.
Проект внедрения в России так называемого «единого госэкзамена» (сокращенно — ЕГЭ) для всех выпускников школ и абитуриентов со всей остротой ставит на повестку дня вопрос о том, каким образом результаты подобного экзамена будут защищены от возможных преднамеренных искажений с целью получения личных выгод. Выдача по результатам такого экзамена образовательных грантов на обучение в высшей школе (или так называемых ГИФО) выглядит в глазах общественности в настоящее время совершенно необоснованным проектом, так как острота финансовых проблем в России, низкий уровень общественной морали и правовой культуры, в данном случае провоцируют самые негативные ожидания в отношение вероятности массовых фальсификаций (обмана). В этом контексте возникает вопрос: А в какой степени компьютеризация ЕГЭ способна если не полностью предотвратить, то хотя бы снизить процент фальсифицированных результатов? Чтобы ответить на этот вопрос аналитически целесообразно рассмотреть различные виды (источники) преднамеренного искажения на экзаменах и сравнить бланковую (письменно-бумажную) и диалоговую (в режиме он-лайн) формы проведения экзаменов по каждому из этих видов. Итак, можно выделить по крайней мере четыре разновидности фальсификаций (искажений), которым мы присвоим ниже весьма традиционные, хотя порой и довольно условные названия. «Рассекречивание». К «рассекречиванию» следует отнести незащищенность
экзаменационных материалов (тестовых заданий, ключей к тесту) он преждевременного
доступа. Если отправлять экзаменационные материалы по сети Интернет
в ночь перед экзаменов, если защищать эти материалы гибким и персонализированным
парольным доступом, если случайным образом в последний момент (а лучше
в ходе самого тестирования) перемешивать (рандомизированно отбирать)
тестовые заданий из большого банка эквивалентных (предварительно откалиброванных)
заданий, то мы можем с уверенностью сказать, что компьютерный вариант
ЕГЭ обладает значимо более высокой защищенностью по отношению к этому
фактору фальсификации, чем бланковый вариант. Все преимущества подобного
подхода практически реализованы нами в рамках системы «Телестинг». Важно
отметить, что применение адаптивных алгоритмов тестирования, не позволяющих
просматривать (добираться) трудные задания из банка без тщательного
решения всех легких и средних, также защищает экзаменационные материалы
от «рассекречивания». Нынешняя комбинированная технология, которая применяется
в Центре тестирования Минобраза (ЦТМО) лишь весьма частично защищает
материалы от «рассекречивания»: при централизованном компьютерном подсчете
тестовых баллов (на основе отсканированных и присланных по Интернет
протоколов) в какой-то степени защищены ключи к тестовым вариантам,
но открытость самих тестовых буклетов для просмотра резко снижает этот
эффект, так как созданный не местах концерн из опытных репетиторов может
довольно быстро (за ночь!) прорешает значительную часть из тестовых
заданий, опубликованных на бланках и присланных в регион в запечатанных
пакетов. В этом случае не избежать значительных расходов на сопровождение
тестовых пакетов до каждого пункта ЕГЭ (каждого экзаменационного класса!)
сотрудниками ФСБ или ФАПСИ, как это и практикуется в ряде республик
СНГ и в Китае, где подобная система уже внедрена в государственном масштабе.
Источник поступления: http://ito.edu.ru/2001/ito/VI/VI-0-23.html |
|||||||||
@
ICQ: 193184932 |
|