Вступление

Предваряя обзор, необходимо сказать, каким образом был произведен выбор программ для проведения тестирования. Условием их попадания на страницы данного обзора была возможность найти в сети Интернет и скачать дистрибутив способный продемонстрировать свою работоспособность. Для поиска использовались системы Yandex и Google, являющиеся признанными лидерами среди поисковых систем в России и во всём мире соответственно. Также проверялось содержимое каталогов программных ресурсов таких как download.ru, soft.mail.ru, listsoft.ru и некоторых других.

После рассмотрения этих ресурсов программы для контроля знаний скачивались, если их описание удовлетворяло некоторым минимальным условиям. Когда была возможность скачать последнюю версию с сайта разработчика, так и делалось. Поэтому на момент написания обзора я располагал всем самым свежим, чем сочли возможным поделиться разработчики. Иногда их оперативность была некстати. За время подготовки данного обзора один из авторов успел подготовить новую версию, которую пришлось устанавливать и рассматривать повторно.

Условием для того, чтобы программа удостоилась скачивания, была возможность самостоятельной разработки и подключения новых тестовых баз и заявление автора о её пригодности для контроля знаний методом тестирования. Далее уже смотрелось на более полный список возможностей и, если он приблизительно удовлетворял нижеизложенным пожеланиям, программа инсталлировалась для более подробного осмотра.

По причине того, что признанного лидера среди программ для контроля знаний методом тестирования на сегодняшний день нет, то и требования к ним достаточно размытые. Минимум таких требований я постарался сформулировать ниже.

необходимо:

  • открытость (возможность подключения своих баз тестов);
  • шифрование баз тестов;
  • разграничение прав доступа тестируемого и тестирующего;
  • поддержка иллюстраций
  • настраиваемость параметров хода тестирования;
  • защита от фальсификации результатов тестируемым.

желательно:

  • поддержка форматирования текста вопросов и ответов;
  • поддержка вставки различных объектов (аудио-, видеофайлы, формулы…)
  • система управления пользователями;
  • система подготовки тестовых заданий;
  • система накопления и отображения статистики.

В идеале программы данного назначения должны обеспечивать поддержку учебного процесса по части контроля знаний как на базе одиночного компьютера, так и компьютеров, объединенных в локальную сеть. При этом работа преподавателя за ходом тестирования должна быть минимальна и обеспечиваться хорошо продуманной функциональной частью программы, отвечающей за защиту от фальсификации результатов.

Для этого должны быть реализованы невозможность неавторизованного доступа как к правильным ответам к тесту, так и ко всей базе тестов в целом. Защита от многократного прохождения теса в целях получения наивысшей оценки или создания подсказки для следующих тестируемых. Избежать конфликтов в оценивании знаний поможет подробное протоколирование хода тестирования, открытая и понятная система выставления баллов и, конечно, хорошо подготовленное и проработанное (апробированное) содержание тестов. Программная часть, отвечающая за взаимодействие с тестируемым, должна быть максимально упрощена по части элементов управления. Это упрощение с одной стороны не должно мешать интуитивной понятности для пользователя самой различной степени знакомства с компьютерными технологиями, а с другой должно скрывать в себе мощный инструмент для обеспечения демонстрации тестовых заданий различных типов. Та часть программного комплекса, которая отвечает за подготовку баз тестов, может быть самой различной. И простой, и сложной. Тут моё мнение таково, что подготовкой тестов не должен заниматься каждый преподаватель, проводящий тестирование. Основную базу тестов желательно создавать специальным коллективом разработчиков, как в своё время (да и сейчас) создавались задачники. К сожалению, здесь скрыто много подводных камней, начиная от несоответствия читаемых курсов предметов или их уникальности, заканчивая элементарными недочётами в постановках задания. И для того, чтобы решать эти проблемы оперативно и не вредить учебному процессу, тестирующему должен быть предложен инструмент, позволяющий легко манипулировать базой тестов в целях её исправления и модификации под свои задачи.

Только совокупно решая эти вопросы, можно создать качественный комплекс для проведения тестирования знаний учащихся в образовательных учреждениях. А сам вопрос о целесообразности, необходимости и месте тестирования в современном образовательном процессе не является предметом данной статьи и рассматривается мною отдельно.

\/
/\
\/
/\
@ Последнее обновление 25.03.2004 1:01 . HWS©2000, Жуков Андрей.