XPT Site
Вниз XPT
Главная
Скачать
Читать
Планы
Ссылки
История
О Проекте
Об Авторе
Ваши отзывы

Главная/Материалы/Тесты в образовании

Тесты в образовании

Самара 2000

Евсигнеев Андрей Евгеньевич

Контроль выполняет свою положительную роль тогда, когда он основан на непредвзятом подходе, объективности. Известно, что проверка, осуществляемая любым человеком, всегда несет в себе то или иное влияние этого человека, его отношение к проверяемому. Субъективизму и связанным с ним различным нарушениям противопоставляется такая система организации контроля, которая исключила бы отрицательные проявления в принципе, опиралась бы на объективированные методы.

Эгалитаризм проявляется в виде псевдонаучных суждений о равенстве способностей, одинаковой обучаемости, о возможности каждым человеком овладеть любой профессией, а также в виде выдачи одинаковой зарплаты преподавателям одинакового научного звания, независимо от фактического качества знаний тех студентов, которых они учат. Вместо меритократического принципа "за разный труд, в зависимости от способностей - разную зарплату", эгалитаризм проповедует, казалось бы, сходный, по формальнологическим признакам, принцип - "за равный труд - равную зарплату". Но здесь главный упор делается не на различиях в зарплате, а на равном труде с неизбежным отсюда нормированием, как главным средством достижения уравнительности в зарплате. Под влиянием эгалитарных установок в педагогической среде актуализировалось множество расхожих афоризмов типа "нет плохих учеников, есть плохие учителя", "незаменимых людей нет" и т.п.

Другая установка в организации педагогического контроля берет свое начало из учения И. Ф. Песталоцци. В наши дни она оформилась в виде педагогики сотрудничества, где контроль играет меньшую роль, особенно, если он используется как средство принуждения. В педагогике сотрудничества контроль проводится, как правило, в игровых формах, на добровольной, и чаще всего, традиционной методической основе. Итоги контроля рассматриваются как средство активизации деятельности студентов в желаемых направлениях и формах. Возможности же применения тестов в педагогике сотрудничества по - настоящему еще не изучены.

Следующая причина неправильного отношения к тестовому контролю заключается в стойком стереотипе сознания рядового преподавателя о беспроблемности данной области педагогического знания и об обманчивой простоте процесса повседневного выставления оценок. Уже давно в массовом педагогическом сознании главным считается научить; проверка же знаний, умений и навыков рассматривается как дело второстепенное, а иногда и как вынужденный ритуал, сопровождаемый бесполезной тратой учебного времени. Надо признать, что традиционный контроль в форме опроса, экзаменов, зачетов, курсовых проектов и т.п. действительно отнимает много времени, которое можно было бы с пользой потратить на обучение, особенно в тех случаях, когда студенты занимаются плохо, а опрос ведется неумело.

Особенно трудно поддается изменению привычная организация учебного процесса, с огромными затратами времени не экзамены, зачеты и другие формы традиционного контроля знаний. Такая организация легко отторгает любые новшества, а если и принимает что-то, то в сильно упрощенном и измененном, до неузнаваемости, виде. Именно так примитивно воспринимается тестовый контроль, который, как обычно считается, способен вести каждый преподаватель. Но это не так, потому что для успешного проведения такого контроля нужно наладить соответствующий процесс, началом которого, по убеждению автора, является обучение профессорско-преподавательского состава основам научной организации тестового педагогического контроля.

Если рассматривать проблемную ситуацию по уровням анализа, то в практике эту ситуацию порождает противоречие между возрастающими запросами общества в качественном образовании и невозможностью добиться такового без объективного контроля. В теории проблемную ситуацию определяет наличие пробелов в разработке понятийного аппарата тестового педагогического контроля, слабая исследованность вопросов формы тестовых заданий, содержания, соотношения формы и содержания, отсутствие принципов научной организации тестирование. В методологии тестового контроля проблемную ситуацию порождает фактическая неизученность процессуальной стороны педагогического контроля и вопросов его научного обоснования.

Методологическое и теоретическое обоснование тестового контроля охватывает два слоя знаний: 1) теорию организации процесса тестового контроля и 2) вопросов научного обоснования этого процесса. В западных странах хорошо разработана математико-статистическая теория тестов, но недостаточно исследована педагогическая теория тестов. Главные причины - прагматизм и технократизм, присущий американскому подходу к тестированию. Проблема методологического и теоретического обоснования определена как философско–социально–педагогическая. Философско–педагогической ее можно считать потому, что решение проблемы зависит от использования достижения наук, относящихся традиционно к философским - это сама философия, логика, гносеология. Социально-педагогической она названа потому, что в ней содержатся признаки, присущие общественным проблемам, такие как влияние результатов тестового контроля на большое число учащихся и их родителей, зависимость образования от качества тестов, от уровня педагогической культуры, от ценностей общества и др. Педагогические аспекты этой проблемы - связь тестового контроля с педагогической наукой; определение предмета деятельности профессорско-преподавательского состава, специализирующегося по вопросам тестового контроля; выявление причин отличающегося отношения к тестам в отечественной и в зарубежной педагогической науке; соотношение понятийного аппарата педагогики к тестологии, спорность названия последней, методы отбора содержания учебной дисциплины для разработки тестовых заданий.


Источник поступления: Евсигнеев А. Е., Самарский государственный технический университет, Факультет повышения квалификации преподавателей, Проектирование информационных технологий, Информационный бюллетень  №1, Самара 2000.

@
ICQ: 193184932
Последнее обновление 25.03.2004 0:53 . HWS©2000, Жуков Андрей.
Hosted by uCoz