XPT Site
Вниз XPT
Главная
Скачать
Читать
Планы
Ссылки
История
О Проекте
Об Авторе
Ваши отзывы

Главная/Материалы/Организация контроля знаний в электронном учебном издании - cуществующие виды контроля знаний

1.6. Организация контроля знаний в электронном учебном издании

1.6.1. Существующие виды контроля знаний

Различают следующие типы контроля знаний: оперативный контроль, самоконтроль, текущий, рубежный и итоговый контроль знаний [20, 21]. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных видов контроля и их использование в электронных учебных изданиях.

Оперативный контроль знаний является первой и самой простой формой контроля, цель которого заключается не в проверке знаний, а в активизации познавательной деятельности студентов, выделении главного в изучаемом материале и постановке проблемы. Для повышения эффективности учебного процесса материал электронного учебника должен содержать вопросы оперативного контроля. Если оперативный контроль проводится в начале излагаемого в электронном учебнике раздела учебного материала, то его целью является постановка проблемы. В середине рассматриваемого в электронном учебнике материала с помощью оперативного контроля необходимо выделить главное в этом материале. Вопросы оперативного контроля должны быть достаточно простыми, затрагивающими основную суть рассматриваемых в учебнике вопросов. Эти вопросы не должны прерывать процесс изучения учебного материала, поэтому предлагаемых вариантов ответа не должно быть много (обычно два - три). В результате время, отведенное на оперативный контроль, не должно превышать одной минуты. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, как следует проводить оперативный контроль знаний. Простейшим способом организации оперативного контроля является постановка перед студентами проблемных вопросов с двумя вариантами ответа "да" и "нет", "больше", "меньше", "увеличивается", "уменьшается" и т.д. Приведем пример реализации оперативного контроля при изучении, например, темы «Катализ». Обучаемому предлагается выбрать вариант завершения следующего рассуждения:

Введение в реагирующую смесь катализатора

  1. сдвигает равновесие реакции вправо;
  2. сдвигает равновесие реакции влево;
  3. не влияет на химическое равновесие.

Правильным вариантом является последний, который стимулирует интерес к выяснению причин, почему введение катализатора не влияет на химическое равновесие.

При переходе от одного раздела учебного материала к другому необходимо проверить "выживаемость" знаний обучаемого. С этой целью в конце каждого раздела учебного материала необходимо запланировать 1-2 вопроса самоконтроля. Тесты самоконтроля нигде не учитываются, поэтому они выполняют функцию обучения. В этом случае студент сам решает стоит или не стоит ему отвечать на поставленный вопрос. Поскольку функция контроля на этой стадии обучения не реализуется, нет необходимости бороться с возможным угадыванием правильного ответа на поставленный вопрос. На этой стадии студент мог еще недостаточно глубоко усвоить учебный материал, поэтому он может ошибаться при выборе ответов на поставленные вопросы, однако он должен знать правильные ответы на все поставленные вопросы, иначе переходя к изучению следующего раздела курса, он будет иметь пробелы в знаниях предыдущих разделов. Дополнительная информация о правильных ответах обычно дается студенту в форме пояснений к ответам. Количество предлагаемых вариантов ответов на вопросы самоконтроля увеличивается в сравнении с вариантами, предлагаемыми при проведении оперативного контроля. В результате этот вид контроля занимает несколько минут времени обучаемого.

В качестве примера рассмотрим организацию тестов самоконтроля при изучении темы "Окислительно-восстановительные реакции". После рассмотрения классификации окислительно-восстановительных реакций предлагается следующий вариант теста самоконтроля, включающий незавершенное рассуждение, варианты ответов и действий обучаемого.

Рассуждение

К реакциям диспропорционирования относятся

1.

Реакции, в которых окислитель и восстановитель находятся в различных молекулах

2.

Реакции, в которых окислитель и восстановитель находятся в одной и той же молекуле

3.

Реакции, в которых окислитель и восстановитель является одним и тем же атомом (ионом)

4.

Реакции, в которых не происходит изменение степеней окисления

5.

Вам необходимо вернуться к учебному материалу, в котором изложена классификация окислительно-восстановительных реакций

6.

Вы не хотите отвечать на поставленный вопрос и желаете продолжить изучение данной темы.

Если студент неправильно ответил на поставленный вопрос (варианты 1, 2, 4), то ему необходимо предоставить возможность выбора:

  1. Вы желаете вернуться к учебному материалу, в котором изложена классификация окислительно-восстановительных реакций.
  2. Вы хотите узнать правильный ответ на поставленный вопрос.

В первом случае необходим возврат к учебному материалу, после ознакомления с которым программа возвращает студента к рассматриваемому контрольному тесту. Во втором - дается правильный ответ, после чего предусмотрен переход к следующему разделу программы. Для повышения эффективности обучения рекомендуется давать пояснения даже в том случае, когда студент правильно ответил на поставленный вопрос. В пояснении помимо подтверждения того, что дан правильный ответ, следует добавить, например, такую фразу: «Действительно, в реакциях диспропорционирования один и тот же элемент (атом или ион) отдает и принимает электроны, в результате чего в качестве продуктов реакции образуются два соединения этого элемента». Примером такой реакции является диспропорционирование серы в щелочи:

3 S + 6 KOH = 2 K2 S + K2 SO3 + 3 H2O .

         Для тех студентов, которые выбрали шестой вариант своих действий, то есть не захотели отвечать на поставленный вопрос, следует предусмотреть возможность проверки степени усвоения учебного материала, предложив, например, возможность выбора из представленных ниже реакций:

  1. СаСО3 –t® СаO + СО2­ ;
  2. 2 KMnO4 –t® K2MnO4 + MnO2 + О2 ­ ;
  3. 4 KClO3 –t® 3 KClO4 + KCl ;
  4. 2 KClO3 –t® 2 KCl + 3 О2 ­

реакцию диспропорционирования.

Текущий контроль является ступенью перехода от одной стадии обучения к следующей. Время, отводимое на текущий контроль не должно превышать 10-15 мин, поэтому при его проведении не следует давать более пяти вопросов. Как правило, это вопросы первого и второго уровня знаний (найти правильный ответ и решить типовую задачу).

Рубежный контроль предполагает проверку усвоения наиболее важных разделов курса. Количество вопросов в сравнении с текущем контролем знаний увеличивается и может достигать десяти. При этом возрастает и их сложность. В частности, в задания рубежного контроля можно включать задачи повышенной сложности (третьего уровня знаний). Поэтому время на проведение рубежного контроля возрастает и может составить один академический час. Тесты текущего и рубежного контроля учитываются преподавателем, поэтому они уже выполняют функцию контроля знаний. Вместе с тем тесты текущего контроля в большей степени, а рубежного - в меньшей степени, выполняют также функцию обучения. При проведении текущего и рубежного контроля студент сам решает, стоит ли ему отвечать на все поставленные вопросы или нет. Поскольку текущий и рубежный контроль выполняют также обучающую функцию, желательно, чтобы студенты знали правильные ответы на все поставленные вопросы. Важным моментом организации текущего и рубежного контроля является рассмотрение вопроса о возможности или невозможности его повторения. Допустим, что студент с первого раза не справился с контрольным заданием. Как оценивать его знания при проведении второй попытки? Для стимулирования работы студентов и в воспитательных целях предпочтительным является использование повышенных требований при повторном контроле. Так, например, если при первой попытке студент для получения зачета по данной теме должен ответить правильно лишь на три вопроса из пяти предложенных, то при второй попытке - уже четыре, а третья попытка предполагает наличие правильных ответов на все пять вопросов. Повышение требований при повторном контроле знаний позволяет также положительно решить вопрос о пересдаче тестов рубежного контроля. Поскольку естественным является желание студента повысить свою оценку, можно разрешить ему вторую попытку проведения рубежного контроля. Однако при подведении итогов требования к работе повышаются. Иллюстрацией этому является следующая таблица:

Оценка

Неуд.

Уд.

Хор.

Отл.

1-й раз

< 5

5-6

7-8

9-10

2-й раз

< 7

7-8

9

10

3-й раз

< 9

9

10

-

Итоговый контроль знаний обычно проводится в виде экзамена после изучения предмета целиком. В отличие от рассмотренных ранее типов контроля экзамен выполняет исключительно роль контроля знаний. Экзаменационная оценка является квалификационной. При этом студент должен преодолеть некоторый барьер, чтобы его знания были оценены положительно. В результате студент должен сам решить, стоит ли ему отвечать на все поставленные вопросы или нет. При этом он должен знать, как оценивается каждый вопрос экзаменационного билета. Обязательным является устранение возможности угадывания правильных ответов. Наконец, вовсе не обязательно студенту знать правильные ответы на все поставленные вопросы. При составлении заданий экзаменационных тестов необходимо использовать вопросы, проверяющие различные уровни знаний. При этом ответы на эти вопросы оцениваются неодинаковым количеством баллов. Проиллюстрируем это на примере. Если билет включает пять вопросов и экзамен оценивается по пятибалльной системе, то наиболее предпочтительным является следующий вариант:

Номер вопроса

1

2

3

4

5

Уровень знаний

1

1

2

2

3

Оценка вопроса в баллах

0,5

0,5

1

1

2

Наконец, последним вопросом организации контроля знаний является вопрос о количестве вариантов заданий различных форм контроля. Количество заданий должно увеличиваться при переходе от самоконтроля к итоговому контролю, поскольку значимость контроля возрастает. Если для самоконтроля вовсе не обязательно составлять различные варианты вопросов, то для текущего контроля уже желательно увеличить их количество до четырех - пяти вариантов. Задания рубежного контроля могут уже содержать до десяти вариантов, один из которых компьютер выбирает обучаемому. При этом исключается возможность запомнить правильные ответы на поставленные вопросы при повторном контроле знаний или при проведении занятий с группой студентов. Экзаменационные билеты должны охватывать все разделы изучаемого курса, поэтому их количество, как правило, составляет 20-30, при этом количество билетов должно превышать число студентов в учебной группе. Это позволяет избежать ситуации, когда один и тот же вариант достается двум и более студентам.


Источник поступления: http://info.distant.ru/library/posobiye/Parts2/Parts7/Parts1/index.htm

@
ICQ: 193184932
Последнее обновление 25.03.2004 0:53 . HWS©2000, Жуков Андрей.
Hosted by uCoz