XPT Site
Вниз XPT
Главная
Скачать
Читать
Планы
Ссылки
История
О Проекте
Об Авторе
Ваши отзывы

Главная/Материалы/Оценочная деятельность учителя

Оценочная деятельность учителя

1999 г.

Г. Ю. Ксензова

§2. Использование тестов

Один из разделов учебника по педагогической психологии для студентов американского педагогического коллежа начинается следующим вступлением: «Удивит ли вас факт, что тесты, такие, например, как для сдачи экзаменов при поступлении в колледж или тесты для определения коэффициента умственной одарённости, являются изобретениями двадцатого века. В девятнадцатом и начале двадцатого века поступление в колледж было основано на результатах оценок сочинений и бесед?»

Далее автор особо акцентирует внимание на том, что весь процесс обучения предполагает оценивание, в основе которого лежит суждение-решение, принимаемое на основе ценностей. Учитель должен уметь применять все виды суждений, в том числе и выраженные в числах.

Оценка с помощью баллов, используемая наряду с другими оценками, говорит не только о том, насколько хорошо проходит обучение, но и делает эту характеристику более точной. Например, вместо того, чтобы сказать, что Сара не поняла темы «прибавление», учитель может сказать, что Сара ответила только на два вопроса из пятнадцати на тему «прибавление».

Как видим, балл, которым пользуются наши зарубежные коллеги, связан с тестированием учащихся, а точнее с применением разных видов тестов — и таких, благодаря которым информацию, получаемую в процессе оценивания, можно перевести в цифры, и таких, когда это делать не имеет смысла.

Ответы, даваемые на все виды тестов, сами по себе особого значения не имеют. Учитель должен провести своего рода сравнение для того, чтобы обработать результаты теста.

Существует два основных способа сравнения:

  • очки (баллы) за тест сравниваются с очками, набранными другими людьми за тот же самый тест (например, в случае поступления в колледж);
  • конкретный результат сравнивается с закреплённым, неизменным стандартом или с минимальным баллом, необходимым для сдачи этого теста (например, тест для сдачи на водительские права).

Тесты бывают нескольких видов: нормативные, по критериям, стандартные.

Нормативное тестирование — это такое, при котором баллы, полученные одним тестируемым, сравниваются со средним показателем баллов определённой группы тестируемых, то есть средний показатель людей, которые прошли данный тест, и представляет собой норму, стандарт для определения того, насколько удачно отдельный человек из этой группы справился с тестом. Эта норма может быть представлена как типичный уровень ответа для данной группы. Сравнивая количество набранных баллов одним человеком с нормой, мы определяем, является ли это количество баллов выше или ниже среднего показателя.

В образовательной системе насчитывается три основных типа нормативных групп для сопоставления результатов:

  • 1 группа — класс, несколько классов или школа (ученик, изучающий историю, сравнивается с другими учащимися класса или нескольких классов, в которых изучается этот предмет);
  • 2 группа — школы района (ученик сравнивается с учениками одного с ним возраста в масштабе района);
  • 3 группа — школы города, области, средние данные по стране (в случае применения вступительного теста по предмету).

Преимущества нормативных тестов:

  • вопросы предусматривают проверку целого множества способностей (другие варианты тестирования определяют ограниченное число специфических целей);
  • особенно полезны при определении общего достижения в тех случаях, когда ученики осваивали, количественный сложный материал разными путями;
  • являются уместными, когда надо из самых способных выбрать допущенных к той или иной программе.

Недостатки нормативного тестирования:

  • результаты не говорят о том, готов ли ученик перейти к изучению более сложного материала, продвинутого предмета (3% учеников в классе являются лучшими по алгебре, но это не значит, что эти 3% готовы перейти к изучению геометрии);
  • не совсем пригодно для измерения эмоциональных и психомоторных состояний учащихся;
  • порождает склонность к соревновательности и сравнению очков.

Тестирование по критериям — это такой вид тестирования, при котором результат сравнивается с постоянным, неизменным стандартом: например, если необходимо выбрать людей, которым можно вручить водительские права, важно сравнить их умения со стандартом, а не с успехами других людей.

Тесты по критериям измеряют мастерство по очень специфическим целям. Они показывают учителю точно то, что ученики могут делать и чего не могут, по крайней мере при определённых условиях. Например, тест на способность прибавления трёхзначных чисел может состоять из 20 различных задач. Дабы удостовериться в умении ученика, надо, чтобы 17 задач было решено верно. Стандарт выбирается произвольно, часто здесь помогает учительский опыт в работе с другими классами.

Таких примеров, когда в обучении удобнее сравнивать со стандартом, а не с другими учениками, много.

Например, неуместно сравнивать технику чтения одних детей с другими, если среди последних есть вообще не умеющие читать. Есть тесты, где требуется 100% правильных ответов. Например, никто бы не хотел попасть к хирургу, который умел бы пользоваться только 10% инструментов, необходимых для операции.

Диапазон применения тестов по критериям

Тесты по критериям подходят не ко всем ситуациям, ибо не каждый учебный предмет может быть представлен как набор конкретных целей. Часто бывает полезным также сравнение своих учащихся с учащимися того же возраста другой школы или даже страны.

Возникает вопрос: «Какие виды тестов лучше использовать в той или иной педагогической ситуации?»

Нормативные тесты являются наиболее подходящими в тех случаях, когда вы:

  • пытаетесь определить общую способность детей по предметам (истории, математике и т.п.);
  • определяете диапазон варьирования способностей в большой группе;
  • отбираете наилучших кандидатов, когда несколько вакансий являются незанятыми.

Тесты по критерию наиболее пригодны, когда вы:

  • измеряете мастерство выполнения элементарных умений, например, определяете, имеет ли учащийся необходимые знания для начала изучения новой темы;
  • определяете эмоциональные и психомоторные состояния;
  • группируете студентов для обучения.

Стандартные тесты

В США каждый учебный день по всей стране предлагается в среднем более миллиона стандартных тестов. Это официальные брошюры и анкеты, приобретаемые школой и предлагаемые школьникам. Такие тесты проводятся по общим постоянным правилам и оцениваются также по единым общенациональным нормам. Стандартный тест может быть набором заданий, подогнанных под стандартные программы и предназначенных для определения некоторых -аспектов знаний, умений и личных качеств ученика. По этим тестам школьник оценивается на единых со всеми основаниях, результат фиксируется в баллах или очках.

Виды стандартных тестов:

  • тест достижений,
  • тест способностей (включая интерес),
  • диагностический тест.

Учитель чаще всего сталкивается с тестами достижений и способностей.

Тесты достижений — это стандартизированные тесты, измеряющие то количество знаний, которое ученик усвоил в данной области. Они могут использоваться для всего класса или индивидуально, и при подсчёте результата могут применяться различные виды баллов.

Диагностические тесты применяются индивидуально, чтобы обозначить проблемы в обучении.

Тесты способностей предсказывают будущие успехи школьников. Если тесты достижений измеряют конечный успех на данном этапе работы, то тесты способностей предсказывают, как ученик будет успевать по разным программам в будущем.

Тесты проводятся при внимательно контролируемых педагогических обстоятельствах и одинаковых условиях для всех учащихся.

Необходимые психолого-педагогические условия тестирования

  1. Во время тестирования создайте школьникам возможность почувствовать себя легко и комфортно. Помогите классу расслабиться с помощью шутки, глубокого вздоха и т.п., прежде чем начнёте проведение теста.
  2. Не создавайте волнения тем, что вы делаете из теста самое важное событие учебного года.
  3. Расслабьтесь сами, убедитесь, что в аудитории тихо.
  4. Не давайте списывать, наблюдайте за всем классом. Не увлекайтесь своей бумажной работой во время тестирования.
  5. Помните, что никакие баллы не совершенны.

Нравственные нормы тестирования

  1. Выбор теста и его использование в работе со школьником должно быть основано на гуманных ценностях, а также на точной информации о том, что данный вид теста может проверить, а чего не может.
  2. При проведении тестов и их анализе предполагается, что тестируемый правдив и объективен.
  3. Надо осторожно интерпретировать итоги тестирования, помня, что любой тест говорит о результате успеваемости ученика только на данный момент.

Выводы:

  1. Традиционный способ обучения, использование сложившейся отметочной системы создают неблагоприятные условия для работы педагога, провоцируя «синдром сгорания учителя», занимающего «позицию на пьедестале».
  2. Мощный негативный фон, влияющий на психическое состояние учителя, создаёт необходимость постоянного применения карательных функций по отношению к учащимся, требует постоянного принуждения и контроля.
  3. Для устранения негативного синдрома, связанного с оценочной процедурой, необходимо шире использовать методику самоконтроля, основанную на тестировании.
  4. От средневековой по сути техники принуждения в виде отметок учитель и школа должны перейти к обеспечению и развитию внутренней мотивации обучающихся.

1. Использован материал учебника для американского педагогического колледжа Аниты Е. Уолтфолк «Педагогическая психология» (1987).


Источник поступления: Центральная Городская Публичная Библиотека им. Маяковского. Шифр 74.202/К861. Г. Ю. Ксензова, Оценочная деятельность учителя, М., 1999.

@
ICQ: 193184932
Последнее обновление 25.03.2004 0:53 . HWS©2000, Жуков Андрей.
Hosted by uCoz