XPT
Site |
|
|||||||||
|
Главная/Материалы/Оценочная деятельность учителя Оценочная деятельность учителя1999 г. Г. Ю. Ксензова §2. Использование тестовОдин из разделов учебника по педагогической психологии для студентов американского педагогического коллежа начинается следующим вступлением: «Удивит ли вас факт, что тесты, такие, например, как для сдачи экзаменов при поступлении в колледж или тесты для определения коэффициента умственной одарённости, являются изобретениями двадцатого века. В девятнадцатом и начале двадцатого века поступление в колледж было основано на результатах оценок сочинений и бесед?» Далее автор особо акцентирует внимание на том, что весь процесс обучения предполагает оценивание, в основе которого лежит суждение-решение, принимаемое на основе ценностей. Учитель должен уметь применять все виды суждений, в том числе и выраженные в числах. Оценка с помощью баллов, используемая наряду с другими оценками, говорит не только о том, насколько хорошо проходит обучение, но и делает эту характеристику более точной. Например, вместо того, чтобы сказать, что Сара не поняла темы «прибавление», учитель может сказать, что Сара ответила только на два вопроса из пятнадцати на тему «прибавление». Как видим, балл, которым пользуются наши зарубежные коллеги, связан с тестированием учащихся, а точнее с применением разных видов тестов — и таких, благодаря которым информацию, получаемую в процессе оценивания, можно перевести в цифры, и таких, когда это делать не имеет смысла. Ответы, даваемые на все виды тестов, сами по себе особого значения не имеют. Учитель должен провести своего рода сравнение для того, чтобы обработать результаты теста. Существует два основных способа сравнения:
Тесты бывают нескольких видов: нормативные, по критериям, стандартные. Нормативное тестирование — это такое, при котором баллы, полученные одним тестируемым, сравниваются со средним показателем баллов определённой группы тестируемых, то есть средний показатель людей, которые прошли данный тест, и представляет собой норму, стандарт для определения того, насколько удачно отдельный человек из этой группы справился с тестом. Эта норма может быть представлена как типичный уровень ответа для данной группы. Сравнивая количество набранных баллов одним человеком с нормой, мы определяем, является ли это количество баллов выше или ниже среднего показателя. В образовательной системе насчитывается три основных типа нормативных групп для сопоставления результатов:
Преимущества нормативных тестов:
Недостатки нормативного тестирования:
Тестирование по критериям — это такой вид тестирования, при котором результат сравнивается с постоянным, неизменным стандартом: например, если необходимо выбрать людей, которым можно вручить водительские права, важно сравнить их умения со стандартом, а не с успехами других людей. Тесты по критериям измеряют мастерство по очень специфическим целям. Они показывают учителю точно то, что ученики могут делать и чего не могут, по крайней мере при определённых условиях. Например, тест на способность прибавления трёхзначных чисел может состоять из 20 различных задач. Дабы удостовериться в умении ученика, надо, чтобы 17 задач было решено верно. Стандарт выбирается произвольно, часто здесь помогает учительский опыт в работе с другими классами. Таких примеров, когда в обучении удобнее сравнивать со стандартом, а не с другими учениками, много. Например, неуместно сравнивать технику чтения одних детей с другими, если среди последних есть вообще не умеющие читать. Есть тесты, где требуется 100% правильных ответов. Например, никто бы не хотел попасть к хирургу, который умел бы пользоваться только 10% инструментов, необходимых для операции. Диапазон применения тестов по критериямТесты по критериям подходят не ко всем ситуациям, ибо не каждый учебный предмет может быть представлен как набор конкретных целей. Часто бывает полезным также сравнение своих учащихся с учащимися того же возраста другой школы или даже страны. Возникает вопрос: «Какие виды тестов лучше использовать в той или иной педагогической ситуации?» Нормативные тесты являются наиболее подходящими в тех случаях, когда вы:
Тесты по критерию наиболее пригодны, когда вы:
Стандартные тестыВ США каждый учебный день по всей стране предлагается в среднем более миллиона стандартных тестов. Это официальные брошюры и анкеты, приобретаемые школой и предлагаемые школьникам. Такие тесты проводятся по общим постоянным правилам и оцениваются также по единым общенациональным нормам. Стандартный тест может быть набором заданий, подогнанных под стандартные программы и предназначенных для определения некоторых -аспектов знаний, умений и личных качеств ученика. По этим тестам школьник оценивается на единых со всеми основаниях, результат фиксируется в баллах или очках. Виды стандартных тестов:
Учитель чаще всего сталкивается с тестами достижений и способностей. Тесты достижений — это стандартизированные тесты, измеряющие то количество знаний, которое ученик усвоил в данной области. Они могут использоваться для всего класса или индивидуально, и при подсчёте результата могут применяться различные виды баллов. Диагностические тесты применяются индивидуально, чтобы обозначить проблемы в обучении. Тесты способностей предсказывают будущие успехи школьников. Если тесты достижений измеряют конечный успех на данном этапе работы, то тесты способностей предсказывают, как ученик будет успевать по разным программам в будущем. Тесты проводятся при внимательно контролируемых педагогических обстоятельствах и одинаковых условиях для всех учащихся. Необходимые психолого-педагогические условия тестирования
Нравственные нормы тестирования
Выводы:
1. Использован материал учебника для американского педагогического колледжа Аниты Е. Уолтфолк «Педагогическая психология» (1987). Источник поступления: Центральная Городская Публичная Библиотека им. Маяковского. Шифр 74.202/К861. Г. Ю. Ксензова, Оценочная деятельность учителя, М., 1999. |
|||||||||
@
ICQ: 193184932 |
|