XPT
Site |
|
|||||||||
|
Главная/Материалы/Об оценивании знаний при программированном контроле} Об оценивании знаний при программированном контролеМарт, 1990 В. ДУБАС (УССР, г. Золочев Львовской обл., 2-я средняя
школа)
Сейчас в школьной практике широко применяются кратковременные письменные работы учеников, задания с выбором ответа, физические диктанты, упражнения с контрольными карточками при использовании дидактического материала и другие виды обучающих программированных заданий. Весьма важно выработать единые критерии оценивания работ такого вида. Автором проанализированы статьи по этому вопросу, опубликованные в журнале "Физика в школе" за десять последних лет, в журнале "Радянська школа" (издается в УССР) за последние пять лет и предисловия к ряду пособий с дидактическими материалами, на основании чего сделаны следующие выводы. 1. Для увеличения достоверности результатов проверки зна-ний в работе должно быть не менее 7 и не более 25 заданий. (В последнем случае для их выполнения выделяется целый урок.) С учетом разной способности учащихся к заучиванию примерно половина вопросов, включенных в итоговое задание, должна быть на воспроизведение и формулирование определений, правил, за-конов. Другая половина - содержать такие задания, чтобы уче-ники могли показать свое умение использовать теоретические знания в практической деятельности или проиллюстрировать практическое применение теории. Эти задания следует разделить на 3 звена: 1) алгоритм выполнения которых знаком ученику; 2) отличающиеся некоторыми элементами новизны (скажем, усло-вие задания нестандартно, а алгоритм действия остается тем же); 3) требующие поиска пути получения нужного результата. В подборе вопросов нельзя ориентироваться лишь на легкие или только на тяжелые вопросы. В первом случае оценка для части учеников - это не мерило упорного труда, а дело случая, поэтому они больше надеются не на свои знания, а на относительную легкость вопросов. Во втором случае даже удовлетворительная оценка будет казаться ученику недостижимо высокой, вызывая недоверие в собственные силы и даже отвращение к учебе. 2. Практика показывает: нельзя считать необходимым условием получения "пятерки" стопроцентно правильное выполнение заданий. Ведь даже ученик, который полностью овладел основным учебным материалом по данной теме, может допустить случайную ошибку при выборе ответа, дать "осечку" в виде не вполне правильного и даже неправильного выбора ответа. Целиком оправдано выставление отметки "5" при выше чем 90 %-ном выполнении заданий. Можно включать в задания с выбором ответа дополнительные вопросы повышенной сложности с расчетом, что правильные ответы на них компенсируют одну-две случайные ошибки или недочеты и тем самым будет гарантирована большая объективность оценки знаний учеников. 3. Диапазон "четверки" должен быть несколько уже диапазона "тройки". В том случае, когда ученик дает наполовину правильные ответы или правильные ответы на половину вопросов, его ответ ни в коем случае не должен считаться неудовлетворительным. Ведь если оценка превращается в бич, которым взрослые подгоняют ребенка, то, как сказал В. А. Сухомлинский, "рушится основание правильного воспитания". "5" 1=k>=0,9; "4" 0,9>k>=0,7; "3" 0,7>k>=0,4; "2" 0,4>k>=0,l. На основании этого критерия предложена номограмма (см. рис.) выведения итоговой оценки по числу набранных очков из числа возможных (за каждый правильный ответ засчитывается 2 очка, а за полуправильный - 1 очко). Источник поступления: Журнал: Физика В ШKOЛЕ. № 3 1990 г. стр. 83. |
|||||||||
@
ICQ: 193184932 |
|